Как грамотно в России возродили авиастроение
Происходящие в гражданском российском авиастроении события позволяют надеяться что совсем скоро можно будет купить билеты именно на отечественные авиалайнеры, чтобы совершать перелеты не только в пределах страны, но и за рубеж. Причем эти авиабилеты будут доступны по стоимости многим, каждый сможет позволить их себе приобрести, в том числе воспользовавшись функционалом нашего сайта. Так как стоимость сервисного обслуживания отечественных авиалайнеров будет заведомо ниже, чем используемых сейчас зарубежных аналогов. Причем доктрина, концепция развития российского гражданского авиастроения вырисовывается довольно ясная и простая для понимания.

Свой путь развития

В начале нулевых Россия стояла перед выбором что делать, спасать то что осталось от советских КБ и авиастроительных заводов или сделать шаг, два назад и начать все с нуля. Первый путь предполагал использование советской базы авиастроения. Такие авиалайнеры как Ту-204, Як-42, Ил-96, Ту-334 хорошие машины, но они проектировались в стране где были дотации на авиакеросин и о топливной эффективности, количестве членов экипажа никто не думал. Поэтому если бы выбрали этот путь развития вряд ли бы стоили авиабилеты дешево. К тому же пришлось бы авиакомпаниям запретить приобретать самолеты иностранного производства, а нефтяным и нефтеперерабатывающим компаниям продавать авиакеросин пришлось бы по заниженной стоимости, чтобы снизить затраты и пассажиры могли покупать дешевые авиабилеты. Обусловлено все это тем что на авиабилеты цена формируется в том числе с учетом затрат на топливо. Но это был тупиковый путь, да, самый простой, но тупиковый, росло бы технологическое отставание от зарубежных компаний-авиапроизводителей, да и удар по экономике государства был бы существенным. Поэтому выбрали единственно правильное и верное решение.

Кооперация и новый подход

Концепция современного развития российского гражданского авиастроения поражает своей продуманной и глубокой, рассчитанной на десятилетия программой. Была сделана ставка не на мгновенное получение результата, а на так сказать «игру в долгую». Да, это более сложно и будут ошибки, но первые результаты уже налицо, а к созданию каждого типа воздушных судов используется свой грамотный и взвешенный подход.

Судите сами.

SSJ-100 – довольно специфичный региональный самолет, отличная основа для экспериментов, в том числе в сфере международной кооперации. Для этого авиалайнера не было смысла создавать свой двигатель с нуля, на это ушло бы определенное время. Поэтому наладили сотрудничество с одним из лидеров своей отрасли, компанией Snecma. Как итог НПТ «Сатурн» превратился в современное производство мирового уровня. А вот при разработке среднемагистрального авиалайнера МС-21 пошли другим путем, решив по максимуму использовать российские разработки. Создали с нуля двигатель ПД-14 с перспективой ставить на воздушные суда других типов, а чтобы иметь альтернативный вариант, одновременно решили создавать и версию с использованием американского двигателя PW1400G-JM. Третий вариант решения вопроса заключается в использовании старой советской базы авиастроения. Таким примером стал турбовинтовой региональный авиалайнер ИЛ-114. Этот самолет разрабатывался в конце 80-х, а основные конкуренты еще раньше. Поэтому было принято решение создавать новый самолет отталкиваясь от тех наработок что уже были. Так и появился ИЛ-114-300. Проблема заключалась в том что сборка этого самолета выполнялась в Узбекистане, Ташкенте, там же была вся документация и оставшиеся от серийного производства планеры. Вопросов, которые нужно было решить, несколько. Требовалось получить документацию, развернуть производство в России и довести двигатель до рабочего состояния, ведь исходя из опыта практической эксплуатации узбекский авиаперевозчик «O’zbekiston Havo Yo’llari» эксплуатировал самолеты не с родными ТВ7-117С, а с 127H Pratt & Whitney. Пятое направление – создание полностью отечественного самолета, которым стал ИЛ-112, предназначенный для нужд армии. Конечно не удалось избежать и ошибок, но уже сейчас можно купить билеты на рейсы где эксплуатируется SSJ-100, а совсем скоро начнется эксплуатация и других российских авиалайнеров.